Церковная утварь, лампады, керамика, иконы, подсвечники, кадильницы, церковная литература, книги.
Контактная информация: тел. +38(050) 554 32 40, +38(093) 033 42 33,
e-mail: lampada.com.ua@mail.ru, доставка по Украине
 
 
3-08-2011, 12:10 Информация  ] • Церковная утварь
 
Церковная утварь

Традиции русского художественного литья берут начало в православии, а значит, уходят корнями в Византию: именно в византийской империи зародились предметы литой церковной утвари, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры. Впрочем, как отмечают многие исследователи, русская храмовая утварь несет в себе и явный отпечаток язычества, что, в общем, вполне закономерно.

Наиболее древним предметом православной церковной утвари справедливо считаются лампады (или ломпада).

В настоящее время богослужебные книги трактуют данное название преимущественно в узком смысле, как обозначение большого переносного подсвечника, который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Сегодня церковные ломпады – это еще и подсвечники несколько меньших размеров. Такую лампаду при входе архиерея в храм преподносит ему специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий).

В более же обширной и более глубокой древней трактовке лампада – это, в принципе, любой сосуд, наполненный маслом-елеем, возжигаемым перед иконами во время богослужения или молитвы. Огонь возжигаемой в процессе богослужения лампады, согласно толкованию древних христианских летописцев, имеет глубоко символический смысл, означая, что молящиеся и их сердца горят любовью к Всевышнему. Вообще же своим зарождением лампада обязана именно свету, имеющему в христианской традиции особое значение, поскольку молитвенные собрания первых христиан, испытывающих непрерывные гонения со стороны ортодоксальных иудеев и римских легионеров, происходили преимущественно в темных, скрытых от посторонних глаз пещерах-катакомбах. Колеблющийся огонек лампады вырывал из тьмы аскетические лица молящихся, и они озарялись радостью просвещения: чем значительнее было событие (праздник), тем многолюднее было богослужение, тем больше было лампад, тем ярче был их свет. Вот почему и сегодня в храмах во время праздничных богослужений возжигается максимальное количество лампад и свечей.

Лампады, помимо богослужений, использовались, да и ныне используются христианами в качестве намогильной символики, являясь своеобразными эмблемами вечного света, несущего мученикам и праведникам радость и благодать, а грешникам – надежду на искупление и прощение их грехов.

Предназначались лампады и для домашних молитв. С этой целью их подвешивали к потолку или ставили на специальные столики перед иконостасом.

Именно подвешивание лампад к потолку, войдя в традицию, явилось краеугольным камнем, исходной стартовой позицией для последующей разработки висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр. Однако не следует думать, что эти формы «свалились с потолка» прямехонько в распростертые объятия верующих: их формированию предшествовала длительная эволюция. Первые прообразы паникадил (больших люстр, подвешиваемых под главным церковным куполом) и церковных люстр представляли собой просто подвесные обручи, уставленные многочисленными лампадами.

Со времен, когда в римской империи христианство все же восторжествовало вопреки всем предшествовавшим злоключениям, начинается и расцвет литой церковной утвари. В частности, церковные лампады в эту пору отличались высочайшим художественным уровнем и богатством исполнения. Нередко они, помимо традиционных круглых или кораблевидных, имели вид представителей библейской флоры и фауны: пальм, голубей, агнцев (ягнят), а также корон.

Начиная с VI века – эпохи расцвета Византийской империи, церковные ломпады все более часто изготавливают в форме равноконечного четырехконечного креста либо «доброго пастыря» в окружении овец, а также круга с поясными фигурами 12 апостолов по внешней кромке.

Лампада, без преувеличений, явилась прародительницей всех прочих церковных светильников, выполняемых методом художественного литья. Самым масштабным ее проявлением является, как уже упоминалось, паникадило, однако логической ступенью эволюции между лампадой и паникадилом являются более ранние, нежели классические паникадила, церковные светильники, именуемые хоросами. При этом хоросы со временем не выродились, а наряду с паникадилами и церковными люстрами благополучно просуществовали до наших дней, украшая храмы, придавая им величие, привнося в них ауру торжественности и праздника, которая охватывает каждого верующего при посещении церкви.

Хорос – один из главных церковных светильников, имеющий особый статус и символизирующий древо жизни. Для изготовления древних хоросов, имеющих вид колеса, подвешиваемого посредством цепей к потолку храма в горизонтальной плоскости, применялись металл либо дерево. На колесе по всей его окружности были укреплены лампады или свечи. Иногда в центре колеса размещалась чаша полусферической формы, в которую также ставили лампаду. Со временем формы хоросов становились все более причудливыми, их начали украшать литыми символами и орнаментами. При этом ничуть не изменилась первоначальная древовидная структура, представляющая собой вертикальный стержень, к которому в горизонтальной плоскости крепятся светильники, часто в несколько рядов-ярусов, в виде размещенных друг над другом концентрических колец, украшенных фигурами ангелов, апостолов, других персонажей библейского эпоса. Однако в тематике изображаемых фигур прослеживаются и отголоски язычества: здесь, на кольцевых ярусах хоросов, нередко восседают драконы, буйным бронзовым цветом полыхают немыслимые цветы, сплетают латунные стебли и листья фантастические папоротники.

Сегодня хоросы, выходящие из-под рук современных мастеров, являют собой образцы синтеза художественного вкуса и технологического совершенства, синтеза, позволяющего создавать изделия неописуемой красоты и филигранной тонкости.

Следующей после хороса эволюционной ступенью совершенствования древней лампады являются помпезные громоздкие паникадила, в свою очередь служащие прообразами более изящных люстр. Впрочем, отличие от люстр здесь весьма условно, и проявляется оно разве что в более массивных формах. По самой своей сути и внешнему оформлению паникадило – это уже люстра, состоящая, по типу хоросов, из ярусов концентричных колец, намного более многочисленных, чем в хоросах. Все прочее - как и в хоросах, включая тематику литых фигурок-изображений по ободкам колец, а также лампады, которые сегодня заменили стилизованными под свечи электрическими лампочками. Паникадило, как и хорос, формой напоминает дерево, однако в центре паникадила размещено характерное шарообразное «яблоко» из позолоченной бронзы – символ «яблока златого» доброты Творца.

Оригинальным эволюционным ответвлением от подвесных конструкций в семействе литой церковной утвари является еще один классический тип светильника – напольный подсвечник. Напольные церковные подсвечники, наряду с такой утварью, как люстры, лампады, хоросы и паникадила, также являются центральным предметом церковной атрибутики. Как и вся церковная утварь, подсвечник имеет символический смысл, являясь аллегорическим изображением явившегося Моисею во время его сорокалетнего странствия по пустыне несгораемого куста. Форму древнейших подсвечников нельзя было назвать замысловатой: они являли собой вертикальный стержень на подставке с расположенным на верхнем конце стержня-основы горизонтальным подобием вогнутого книзу блюда для свеч. Дальнейшее совершенствование, не затронув форму и конструкцию, шло по линии художественного содержания: здесь полет авторской фантазии ничем не ограничен.

Основной вид церковных подсвечников – многосвечные светильники, нередко многоярусные, многоуровневые.

Почетное место в иерархии церковных подсвечников занимает семисвечник, семь свечей которого являются символическом воплощением Семи Таинств Церкви и Семи Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, который, ценой своей жизни искупив их грехи, «смертию смерть попрал».

Апофеозом художественного совершенства и помпезной роскоши явились церковные люстры, украшающие византийские храмы еще с IV века от Рождества Христова.

Правда, в небольших церквушках провинциальных городков можно было видеть достаточно скромные церковные люстры, сочетающие переплетение колец, дисков и дужек. В соборах же самой Византии и других крупных городов имперского значения пышно красовались подлинные произведения искусства, многоярусные, изысканные, тяжеловесные и одновременно воздушно-легкие, поражающие своим великолепием и богатством декоративной отделки, часто с применением серебра и золота. Спустя несколько столетий традиция изготовления церковных люстр прочно укоренилась в храмах православной Руси. К середине XVII века люстры из-под куполов храмов «перекочевали» во дворцы и особняки родовой аристократии, богатых негоциантов, предприимчивых авантюристов.

 (голосов: 2)

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


 
 
 
Церковная утварь, лампады, керамика, подсвечники, иконы, церковные книги, кадильницы, уголь, масло церковное, молитвенники.
 
Copyright 2007. All Rights Reserved. Все права защищены.