Церковная утварь, лампады, керамика, иконы, подсвечники, кадильницы, церковная литература, книги.
Контактная информация: тел. +38(050) 554 32 40, +38(093) 033 42 33,
e-mail: lampada.com.ua@mail.ru, доставка по Украине
 
 
12-10-2011, 17:22 Информация  ] • Кио́т
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Дарохранительница


Православный киот для хранения икон: список иконы преподобного Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого, Кирилло-Белозерский монастырь
Кио́т, киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Кивот Завета — то же, что Ковчег Завета

12-10-2011, 17:21 Информация  ] • Жертвенник
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Жертвенник (значения).


Жертвенник с установленными на нем потиром и дискосом
Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».

12-10-2011, 17:20 Информация  ] • Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства
НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В СИМВОЛИКЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

"В начале сотворил Бог небо и землю", - сказано в книге Бытия (1, 1). В этом догмате - источник православного восприятия мира.

Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир, невидимый, духовный, и мир видимый, вещественный, земной, едины в Боге как их общем Создателе. В православном сознании гармонично единство невидимого и видимого, небесного и земного: и то, и другое суть разные образы тварного бытия, предназначенные и предрасположенные к благодатному единению с Богом и друг с другом, и Бог присутствует в каждом из них и во всем, не смешиваясь ни с чем.

12-10-2011, 17:19 Информация  ] • Кадило
Кадило, 1616 год. Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь.
Кади́ло, кади́льница — изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ; волхвы, пришедшие поклониться Христу

12-10-2011, 17:17 Информация  ] • Лампада
Лампада
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Лампада в базилике Святого Димитрия
Лампа́да — светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.

3-08-2011, 12:14 Информация  ] • Подсвечники
Что может принести больше уюта в дом, чем мерцание свеч в посвечниках из природногоПодсвечник (Оникс) камня? Подсвечник (Селенит)Завораживающая игра света и тени, особенно выраженная на селенитовых подсвечниках? Грациозность и благородство подсвечников из оникса?

Что может сравниться с очистительной силой свечи на змеевике? Этот камень способен изгнать из дома, впитать в себя всю окружающую негативную энергетику. В Сибири издавна применялся метод очистки дома от нечистой силы с помощью свечи на змеевике. Считается, что этот камень способен прогнать любую порчу.

Как предмет интерьера подсвечники из камня оказывают Подсвечники (Селенит)сильное влияние на энергетику в домеПодсвечник (Селенит). Правильно подобранный камень не только украсит Ваш дом, но и поделится со своим хозяином своими особенными магическими свойствами.

Например, подсвечники, выполненные на аметистовой друзе, извлеченной из земных недр, являются символом терпения и силы воли, потому сдерживают хозяев от ссор, помогают Подсвечник (Аметист)избавиться от курения, алкоголизма и других вредных привычек.

Подсвечники из оникса - "камня вождей", придают хозяину лидерские качества - уверенность, красноречие, умение достигать поставленных целей.

3-08-2011, 12:13 Информация  ] • Ико́на
Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

3-08-2011, 12:11 Информация  ] • Лампада
— На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, πριμμικήριος, primicerius, от κηρύς воск или cera свеча). В более обширном смысле Лампадой назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами — кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Лампад и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах — криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, — свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7—8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Лампад при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Лампад и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Лампад. Кроме мест богослужебных собраний, Лампады в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (= большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под названием κώρος. (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже — из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы ω. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка — "доброго пастыря", окруженного овцами, или круга с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды — оленя, однажды — зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Лампадах глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquités chrétiennes" (П., 1889).

3-08-2011, 12:10 Информация  ] • Церковная утварь
Церковная утварь

Традиции русского художественного литья берут начало в православии, а значит, уходят корнями в Византию: именно в византийской империи зародились предметы литой церковной утвари, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры. Впрочем, как отмечают многие исследователи, русская храмовая утварь несет в себе и явный отпечаток язычества, что, в общем, вполне закономерно.

Наиболее древним предметом православной церковной утвари справедливо считаются лампады (или ломпада).

В настоящее время богослужебные книги трактуют данное название преимущественно в узком смысле, как обозначение большого переносного подсвечника, который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Сегодня церковные ломпады – это еще и подсвечники несколько меньших размеров. Такую лампаду при входе архиерея в храм преподносит ему специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий).

В более же обширной и более глубокой древней трактовке лампада – это, в принципе, любой сосуд, наполненный маслом-елеем, возжигаемым перед иконами во время богослужения или молитвы. Огонь возжигаемой в процессе богослужения лампады, согласно толкованию древних христианских летописцев, имеет глубоко символический смысл, означая, что молящиеся и их сердца горят любовью к Всевышнему. Вообще же своим зарождением лампада обязана именно свету, имеющему в христианской традиции особое значение, поскольку молитвенные собрания первых христиан, испытывающих непрерывные гонения со стороны ортодоксальных иудеев и римских легионеров, происходили преимущественно в темных, скрытых от посторонних глаз пещерах-катакомбах. Колеблющийся огонек лампады вырывал из тьмы аскетические лица молящихся, и они озарялись радостью просвещения: чем значительнее было событие (праздник), тем многолюднее было богослужение, тем больше было лампад, тем ярче был их свет. Вот почему и сегодня в храмах во время праздничных богослужений возжигается максимальное количество лампад и свечей.

Лампады, помимо богослужений, использовались, да и ныне используются христианами в качестве намогильной символики, являясь своеобразными эмблемами вечного света, несущего мученикам и праведникам радость и благодать, а грешникам – надежду на искупление и прощение их грехов.

Предназначались лампады и для домашних молитв. С этой целью их подвешивали к потолку или ставили на специальные столики перед иконостасом.

Именно подвешивание лампад к потолку, войдя в традицию, явилось краеугольным камнем, исходной стартовой позицией для последующей разработки висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр. Однако не следует думать, что эти формы «свалились с потолка» прямехонько в распростертые объятия верующих: их формированию предшествовала длительная эволюция. Первые прообразы паникадил (больших люстр, подвешиваемых под главным церковным куполом) и церковных люстр представляли собой просто подвесные обручи, уставленные многочисленными лампадами.

Со времен, когда в римской империи христианство все же восторжествовало вопреки всем предшествовавшим злоключениям, начинается и расцвет литой церковной утвари. В частности, церковные лампады в эту пору отличались высочайшим художественным уровнем и богатством исполнения. Нередко они, помимо традиционных круглых или кораблевидных, имели вид представителей библейской флоры и фауны: пальм, голубей, агнцев (ягнят), а также корон.

Начиная с VI века – эпохи расцвета Византийской империи, церковные ломпады все более часто изготавливают в форме равноконечного четырехконечного креста либо «доброго пастыря» в окружении овец, а также круга с поясными фигурами 12 апостолов по внешней кромке.

Лампада, без преувеличений, явилась прародительницей всех прочих церковных светильников, выполняемых методом художественного литья. Самым масштабным ее проявлением является, как уже упоминалось, паникадило, однако логической ступенью эволюции между лампадой и паникадилом являются более ранние, нежели классические паникадила, церковные светильники, именуемые хоросами. При этом хоросы со временем не выродились, а наряду с паникадилами и церковными люстрами благополучно просуществовали до наших дней, украшая храмы, придавая им величие, привнося в них ауру торжественности и праздника, которая охватывает каждого верующего при посещении церкви.

Хорос – один из главных церковных светильников, имеющий особый статус и символизирующий древо жизни. Для изготовления древних хоросов, имеющих вид колеса, подвешиваемого посредством цепей к потолку храма в горизонтальной плоскости, применялись металл либо дерево. На колесе по всей его окружности были укреплены лампады или свечи. Иногда в центре колеса размещалась чаша полусферической формы, в которую также ставили лампаду. Со временем формы хоросов становились все более причудливыми, их начали украшать литыми символами и орнаментами. При этом ничуть не изменилась первоначальная древовидная структура, представляющая собой вертикальный стержень, к которому в горизонтальной плоскости крепятся светильники, часто в несколько рядов-ярусов, в виде размещенных друг над другом концентрических колец, украшенных фигурами ангелов, апостолов, других персонажей библейского эпоса. Однако в тематике изображаемых фигур прослеживаются и отголоски язычества: здесь, на кольцевых ярусах хоросов, нередко восседают драконы, буйным бронзовым цветом полыхают немыслимые цветы, сплетают латунные стебли и листья фантастические папоротники.

Сегодня хоросы, выходящие из-под рук современных мастеров, являют собой образцы синтеза художественного вкуса и технологического совершенства, синтеза, позволяющего создавать изделия неописуемой красоты и филигранной тонкости.

Следующей после хороса эволюционной ступенью совершенствования древней лампады являются помпезные громоздкие паникадила, в свою очередь служащие прообразами более изящных люстр. Впрочем, отличие от люстр здесь весьма условно, и проявляется оно разве что в более массивных формах. По самой своей сути и внешнему оформлению паникадило – это уже люстра, состоящая, по типу хоросов, из ярусов концентричных колец, намного более многочисленных, чем в хоросах. Все прочее - как и в хоросах, включая тематику литых фигурок-изображений по ободкам колец, а также лампады, которые сегодня заменили стилизованными под свечи электрическими лампочками. Паникадило, как и хорос, формой напоминает дерево, однако в центре паникадила размещено характерное шарообразное «яблоко» из позолоченной бронзы – символ «яблока златого» доброты Творца.

Оригинальным эволюционным ответвлением от подвесных конструкций в семействе литой церковной утвари является еще один классический тип светильника – напольный подсвечник. Напольные церковные подсвечники, наряду с такой утварью, как люстры, лампады, хоросы и паникадила, также являются центральным предметом церковной атрибутики. Как и вся церковная утварь, подсвечник имеет символический смысл, являясь аллегорическим изображением явившегося Моисею во время его сорокалетнего странствия по пустыне несгораемого куста. Форму древнейших подсвечников нельзя было назвать замысловатой: они являли собой вертикальный стержень на подставке с расположенным на верхнем конце стержня-основы горизонтальным подобием вогнутого книзу блюда для свеч. Дальнейшее совершенствование, не затронув форму и конструкцию, шло по линии художественного содержания: здесь полет авторской фантазии ничем не ограничен.

Основной вид церковных подсвечников – многосвечные светильники, нередко многоярусные, многоуровневые.

Почетное место в иерархии церковных подсвечников занимает семисвечник, семь свечей которого являются символическом воплощением Семи Таинств Церкви и Семи Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, который, ценой своей жизни искупив их грехи, «смертию смерть попрал».

Апофеозом художественного совершенства и помпезной роскоши явились церковные люстры, украшающие византийские храмы еще с IV века от Рождества Христова.

Правда, в небольших церквушках провинциальных городков можно было видеть достаточно скромные церковные люстры, сочетающие переплетение колец, дисков и дужек. В соборах же самой Византии и других крупных городов имперского значения пышно красовались подлинные произведения искусства, многоярусные, изысканные, тяжеловесные и одновременно воздушно-легкие, поражающие своим великолепием и богатством декоративной отделки, часто с применением серебра и золота. Спустя несколько столетий традиция изготовления церковных люстр прочно укоренилась в храмах православной Руси. К середине XVII века люстры из-под куполов храмов «перекочевали» во дворцы и особняки родовой аристократии, богатых негоциантов, предприимчивых авантюристов.

 
 
 
Церковная утварь, лампады, керамика, подсвечники, иконы, церковные книги, кадильницы, уголь, масло церковное, молитвенники.
 
Copyright 2007. All Rights Reserved. Все права защищены.